сб, 20 апр.
09:53
+12 °С, ясно

Чтобы память была жива: истории ставропольцев о Холокосте войдут в монографию московских учёных

22 сентября 2021, 17:38Статьи
Фото:

Ставрополь посетили научные сотрудники Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС. Учёные ездят по регионам и знакомятся с историями о Холокосте. О чём исследователям рассказали в столице края — в материале.

Проект называется «Еврейские коммеморативные практики и современный культ Победы». Учёные интересуются воспоминаниями евреев о Холокосте, а также традициями поминовения погибших.
Сперва фольклористы РАНХиГС делали акцент на «Бессмертном полке». Их интересовали особенности патриотического мероприятия в разных регионах. По словам старшего научного сотрудника Лаборатории теоретической фольклористики Марии Гавриловой, сложности возникали из-за определённых идеологий.
«Наше исследование поддержал Еврейский музей и Центр толерантности. Мы приняли решение сдвинуть проект в сторону памяти о Холокосте. Мы в значительной степени стараемся разговаривать с представителями еврейских семей или пожилыми евреями, которые застали войну. Также полезной информацией делятся краеведы, волонтёры, поисковики, историки и учителя», — отметила Мария Гаврилова.
Холокост в Ставрополе
В Ставрополе нашлось около 40 собеседников. К слову, учёные уже посещали регион в апреле 2021 года. Весной им удалось поговорить с жителями Минеральных Вод, Кисловодска, Пятигорска и нескольких сёл. В этот раз экспедицию провели в столице края.
«Информационная поддержка была большая. Очень нам помогли в краевой психиатрической больнице и Ставропольском государственном медицинском университете. Сотрудники вуза также проводят различные научные исследования. Во время оккупации здесь многих людей расстреляли», — поделилась Мария Гаврилова.
Немецко-фашистские войска вторглись на территорию Ставропольского края 2 августа 1942 года. Одними из первых жертв стали евреи. Их сюда эвакуировали из Украины, Белоруссии, Крыма, считая, что до Ставрополя гитлеровцы не дойдут. Дошли. 
Многих учёных и профессоров расстреляли. Всего в столице региона, по данным исследователей, убили почти четыре тысячи евреев.
Потерявшаяся коза и побег
По словам Марии Гавриловой, за год исследовательской работы многие рассказы оказались в чём-то похожи. 
«Во многих регионах люди рассказывают одинаковые вещи. Например, спасение еврейских детей, про то, как одни соседи помогали людям, а другие, наоборот, выдавали и забирали себе их имущество. Спустя время родственники расстрелянных видели на чужих до боли знакомые вещи. Часто рассказывают, что виновных в гибели евреев постигала кара сверхъестественных сил. Они заболевали, спивались или кончали жизнь самоубийством», — рассказала Мария.
В Ставрополе учёным рассказали несколько неординарных историй. Одной из таких стала судьба ветерана Великой Отечественной войны Давида Моисеевича Фишмана. Московские исследователи отметили, что в свои 93 года он чрезвычайно бодрый и активный человек.
«Он рассказал, что ушёл на фронт в 14 лет. Давид Моисеевич родом из Украины. После эвакуации его семья вернулась в свой дом, однако никакого имущества там уже не было. В доме устроили штаб военной разведки. Командир предложил его матери отпустить смышлёного мальчика с ними. Он семь раз заходил во вражеский тыл. Представляясь украинским мальчиком, рассказывал, что потерял козу. Таким образом он добывал сведения», — рассказала Мария Гаврилова.
Вторым неординарным собеседником стал 93-летний Борис Яковлевич Бухбиндер. Как удалось выяснить исследователям, евреям не удалось по официальным каналам эвакуироваться из Ставрополя. Выжить смогли только те, кто бежал через поля и леса, а после прятался у знакомых в соседних сёлах. 
Именно в такую ситуацию попала и семья Бориса Бухбиндера. После войны он стал выдающимся тренером, который внёс неоценимый вклад в развитие спорта на Ставрополье.
Пока жива память
Проект «Еврейские коммеморативные практики и современный культ Победы» рассчитан на три года. Учёные уже успели побывать в Брянской и Ростовской областях, Калмыкии и Кабардино-Балкарии. В ближайшее время отправятся в Сибирь и на Дальний Восток. Работа в этом направлении ведётся и дистанционно.
«Онлайн берём интервью у бывших жителей СССР, которые живут в Европе и Израиле. Каждый год мы составляем смету и надеемся посетить Израиль лично. Но проблема в том, что границы закрыты. Там есть поселение, где живут выходцы из СССР. Но мы вынуждены общаться с ними только онлайн», — рассказала Мария Гаврилова.
В среднем экспедиция длится восемь дней/, иногда может затянуться до двух недель. Исследователи заранее находят спикеров. Те, в свою очередь, делятся другими контактами. Так и получается найти собеседников.
По итогу будет создана монография о народной устной памяти. Также всю информацию предоставят в Музей Еврейской истории и Центр толерантности, которые расположены в Москве.