вт, 16 апр.
17:54
+24 °С, ясно

Какой метеорит способен стереть с лица Земли Ставрополье? Астроном об угрозах из космоса

30 ноября 2020, 14:58Статьи
Фото:

Сколько раз в регионе фиксировали падение небесных тел, бесконечна ли вселенная и что ждать от парада планет — на эти вопросы ответил ставропольский астроном-любитель Александр Камышников.

Самые важные открытия настоящего и будущего
Одним из важнейших достижений в области астрономии Александр Камышников считает открытие гравитационных волн в результате слияния двух чёрных дыр. Благодаря этому смогли ещё раз подтвердить верность теории относительности Альберта Эйнштейна.
Совсем недавно удалось сфотографировать чёрную дыру. Это открытие вошло в историю и сильно нашумело в медиапространстве.
Следующий ряд открытий, которые отметил Александр, важен с точки зрения споров о том, одиноки мы или нет. За последние 20 лет ученые обнаружили на кометах, на Марсе, астероидах аминокислоты — кирпичики ДНК, то есть основы жизни. Также на Венере нашли газ фосфин. По известным на сегодня данным, такой газ можно получать в лабораториях при очень сложных химических реакциях, либо же фосфин получается в результате жизнедеятельности организмов.
«В любом случае, либо на Венере есть химические лаборатории, либо организмы. И то, и то очень обнадёживает в поиске жизни вне Земли», — пояснил эксперт.
Также важны найденные за последние десятилетия экзопланеты, то есть планеты вне Солнечной системы. Часть этих планет каменные (как наша Земля, или Венера, Меркурий), часть из них находится в зоне, где возможна жидкая фаза воды. Так как звёзд только в нашей галактике «Млечный путь» несколько миллиардов, а во вселенной миллиарды галактик, и почти возле каждой звезды есть планеты, то очень сомнительно, что жизнь на Земле единственна в своём роде.
«Есть так называемая формула Дрейка, по которой можно рассчитать вероятность нахождения жизни в нашей вселенной. Даже по самым скромным пессимистичным расчётам, только в нашей галактике должно быть от 1 до 100 населённых планет. Если даже мы являемся единственной населённой планетой в нашей галактике, то есть миллиарды других галактик. То есть жизнь кроме нашей с большой вероятностью ещё есть», — объяснил Александр.
Обнаружение её и станет следующим самым важным открытием человечества.
Вселенная бесконечна?
Это один из самых сложных вопросов, ответ на который учёные пытаются найти уже очень много лет. На этот счёт существует множество теорий, все они сложны и друг другу если не противоречат, то явно не помогают объяснить.
Как считает Александр Камышников, Вселенная скорее всего конечна, это означает, что в определённом «месте» просто перестаёт существовать пространство и время. За этой «границей» ничего не может существовать, так как «там» нет ни пространства, ни времени. Закавыченные слова неверны с научной точки зрения, но для широкой аудитории так можно объяснить эту теорию, отметил астроном.
«Представьте себе воздушный шарик. На поверхности этого шарика живут двумерные существа, которые могут передвигаться по поверхности и только по поверхности, третьего измерения «вверх-вниз» для них не существует, они не знают, что такое «внутри» шарика и «снаружи» шарика. Они знают только поверхность. И этот шарик постоянно надувается, увеличиваясь в размерах, то есть сама плоскость, на которой они живут, тоже расширяется. Так примерно расширяется наша вселенная, мы не можем сказать — «куда» она расширяется, так как для нас эти измерения неведомы, и возможно их просто нет», — объяснил Александр.
Какие катастрофы ждать во время парада планет
Спойлер: никакие. Астроном Александр Камышников уверен, что с точки зрения физики парад планет не способен никак «навредить» Земле.
«Снег за моим окном, гравитационно сильнее влияет на меня чем парад планет», — добавил эксперт.
Как считает Александр, весь секрет влияния подобных астрономических явлений кроется в психологии людей. Если человек верит во что-то, то он будет везде видеть подтверждение этого.
«Хотя это тоже самое, что стоять над муравейником и в хаотичном движении муравьёв видеть знаки, указывающие на судьбоносные события в жизни наблюдателя. А муравей просто ползёт по своим делам и даже не в курсе существования вас, судьбы, космоса и прочего», — провёл аналогию астроном.
Что нас может убить?
Как уже говорилось, астрономы могут просчитать всё. Известны и размеры гипотетического небесного тела, который сможет уничтожить Землю. Александр Камышников поделился расчётами учёных относительно того, насколько большим должен быть метеорит, чтобы навредить людям.
«Для катастрофы регионального масштаба, сравнимого со взрывом стомегатонной бомбы достаточно метеорита диаметром в 100 метров. Диаметр воронки будет примерно два километра. Жизнь будет уничтожена в радиусе нескольких десятков километров. Если такой метеорит упадёт в океан, то по земле пройдёт серьёзный цунами, который может уничтожить сотни тысяч людей», — рассказал эксперт.
Если диаметр метеорита будет около одного километра, то наступит глобальная катастрофа, человечество выживет, но будут серьёзные землетрясения, цунами и часть Земли надолго погрузится в серые тучи поднятого пара и пыли. Радиус воронки будет уже около 20 километров.
Метеорит радиусом в 10 километров приведёт к серьёзным последствиям. Из-за такого метеорита, предположительно, и вымерли динозавры. Землю надолго накроют непроглядные облака, на многие столетия наступит зима. Радиус воронки при этом будет около 300 километров. Учёные считают, что очень вероятно уничтожение человеческой цивилизации или по крайней мере откат в бронзовый век.
«Хотя, зная человеческую тягу к жизни, возможен и обратный эффект — открытие прорывных технологий, позволяющих терраформировать планеты», — считает Александр.
Метеорит размером более 100 километров приведёт к глобальному вымиранию жизни на Земле. Данные оценки учёные приводят на основе изучений кратеров на Земле и кратеров на Луне.
Однако, Александр считает, что не стоит сильно беспокоиться о таком исходе. Данные тех же кратеров говорят о том, что с течением времени размеры метеоритов уменьшаются.
«То есть самые большие метеориты уже давно столкнулись со всем, с чем можно столкнуться, либо же их осталось мало и вероятность такого столкновения мала. Метеорит размером в 10 километров прилетает на Землю раз в 100 миллионов лет. Метеоритов поменьше размером гораздо больше и частота столкновений метеорита размером в 100 метров — один раз на 3000 лет», — отметил астроном.
Человечество давно озадачилось этой проблемой и за всеми метеоритами, которые могут нам угрожать ведётся наблюдение, таких объектов порядка 18 тысяч. Пока что ни один из них землянам не угрожает.
Конечная остановка: Ставрополье
На территории нашего края периодически находят осколки небесных тел, однако официально задокументировано всего 3 падения метеорита.
Первый произошёл в 1857 году на глазах у крестьянина возле хутора Шведино Петровского района. Метеорит так и назвали — «Ставрополь». Позже камень передали исследователям, а затем расщепили на несколько частей. Одна из них находится в Москве, а остальные «поселились» в разных музеях мира.
Второй случай произошёл в Арзгирском районе в 1951 году. Метеорит назвали «Маныч» — в честь озера, рядом с которым его и нашли.
Третий метеорит упал в 1937 году, но обнаружили его аж в 1973-м. Это «Рагули», который также назвали по местности, рядом с которой он находился. Это тоже в Петровском районе, поэтому люди стали считать, что некоторые места как бы притягивают космические объекты.
«Падение метеоритов не столь редкое явление, просто обычно оно происходит вдали от населённых пунктов, поэтому мы мало их видим и наблюдаем. Насколько мне известно, метеориты не выбирают куда им лететь, и падают в случайном порядке», — рассказал Александр.