чт, 28 март
20:14
+8 °С, ясно

Лермонтов на Кавказе: большая дилемма маленького города

27 ноября 2019, 16:38Статьи
Фото:

22-тысячный городок Лермонтов — самый необычный муниципалитет Ставрополья. Ему суждено было стать своеобразным промышленным анклавом в центре курортной зоны Кавминвод.

Классический советский закрытый моногород ожидаемо сложно «въехал» в рыночную экономику. Молодежь покидает родные пенаты в поисках работы. Очевидно, городу необходимо развиваться. А привлечь инвестиции Лермонтов может только по двум направлениями: индустриальному или рекреационному.  
Советское наследие 
Появление города Лермонтова связано с решением Совета Министров СССР в 1949 году о разработке урановых месторождений у горы Бештау. Стране было необходимо сырье для создания атомной бомбы. 
Добывать руду начали в живописных районах Кавминвод.  Лермонтов строился, как говорят архитекторы, «с чистого листа». Новый населенный пункт было принято считать образцом социалистического города. Именно так — «Соцгород» — называли свой «Населенный пункт рудоуправления № 10» первые жители.  
В 1952 году выстроены первый жилой дом, первая школа и временный клуб барачного типа. Поселок стремительно рос и уже летом 1956 года территория получает городской статус.  
Местным нравилось называть его сначала «поселок Лермонтовский», а потом «город Лермонтов», и спустя несколько лет это имя было официально закреплено новым Указом Президиума Верховного Совета. А в 1981 году, к 140-летию гибели Михаила Юрьевича Лермонтова, в городе открыт памятник великому поэту. 
С момента основания Лермонтов тесно связан с крупными промышленными объектами: Горно-химическим рудным управлением — первым в СССР предприятием по добыче и переработке ураносодержащих руд — и гидрометаллургическим заводом, выстроенным в 1954 году. В 1975-м был разработан генплан застройки Лермонтова. Основной отраслью экономики чётко значилось — промышленность.  
«Природа появления Лермонтова — промышленная. До войны здесь была одна деревня. Сейчас все держится на промышленности. Я, как и многие, заинтересован в том, чтобы город оставался городом», — считает местный житель Игорь Прищепа
Впрочем, уже в середине 1980-х добыча руды прекращена. Гора Бештау изрезана рудниками, общая протяжённость 50 штолен составляет около 150 км. Но все входы давно замурованы или заварены. Радиационный фон и экологическая обстановка в городе не вызывают тревоги у компетентных специалистов. 
Индустриальная природа 
Что касается проблем с экологией в Лермонтове, то сравнивать город с уральскими и сибирскими промышленными моногородами как минимум некорректно. Вокруг города —окружённые лесами горы Бештау, Острая, Шелудивая. Благодаря им Лермонтов защищён от туманов и холодных ветров, здесь свежий и чистый воздух, а солнечных дней не меньше, чем в любимом туристами Кисловодске. 
«Мы в течение года проводим мониторинг за теми вредными веществами, которые выбрасываются в Лермонтове. Нарушений за 12 лет, которые я здесь работаю, зафиксировано не было», — уверяет замруководителя межрегионального управления №101 ФМБА России Нина Бутова
Проекты по созданию туристических комплексов существуют, но за прошедшие годы Лермонтов так и не стал туристическим, уступая более привлекательным городам-курортам КМВ. Вместе с тем, город не растерял промышленный потенциал.  
Поскольку Лермонтов изначально создавался как промышленный город и собрал пул инженерных специалистов, перспективный вариант развития — укрепление существующих производств и создание новых. 
Осенью 2018 года Лермонтов мог остаться без отопления, если бы не оперативные действия краевой администрации по поиску нового инвестора для ГМЗ.  Любопытно, что, когда встал вопрос о том, чтобы восстановить Гидрометаллургический завод, большинство жителей высказались «за». 
Ситуация разрешилась быстро и взаимовыгодно как для муниципалитета и его жителей, так и для инвестора. Сегодня на расположенных в Лермонтове предприятиях по производству минудобрений и лигатур (ЗАО «Южная энергетическая компания», ОАО «Гидрометаллургический завод» и ООО «Интермикс-Мет») работают сотни жителей города. 
Согласно данным заместителя гендиректора по экологии на ГМЗ города Лермонтова Ларисы Суриной, концентрация загрязняющих веществ в выбросах на Гидрометаллургическом заводе более чем в три раза ниже нормативных показателей. 
Справка. Важно сказать о так называемом хвостохранилище, где исторически производилось захоронение продуктов обогащения урановой руды. Земля под ним в собственности у Росимущества, а сам объект — под управлением Росатома.  
Новый завод — быть или не быть?  
В последнее время теме экологии в контексте возможности строительства нитроцеллюлозного завода в Лермонтове уделяется пристальное внимание СМИ. Жители Лермонтова переживают за судьбу города. Их можно понять. Они хотят гарантий экологической безопасности. 
«Городу Лермонтову нужны предприятия и новые источники пополнения бюджета. И предлагаемый инвестором завод по производству нитроцеллюлозы мог бы стать таким источником дохода для города и хорошим подспорьем в создании новых рабочих мест для горожан», — уверена завкафедрой финансов и кредита Института экономики и управления СКФУ, доктор экономических наук, профессор Наталья Куницына
В соцсетях с подачи экоактивистов появилась информация о том, что в Лермонтове якобы «вопрос решен», в городе «уже строят» завод по производству нитроцеллюлозы. Эта информация не соответствует действительности! Поскольку проект лишь на стадии замысла, никаких оснований говорить о «строительстве завода», о «производстве нитроцеллюлозы», о «химзаводе», о каких-либо работах по проекту нет оснований. 
Однако общественность на КМВ начала бурно обсуждать тему «строительства» и переживать из-за возможного ухудшения экологической обстановки. Ситуацию политизируют и разогревают в основном не жители Лермонтова, а те, кто видят в этом возможность заработать себе дивиденды на протесте и шантажировать власть.  
Сами жители города настроены конструктивно. 21 ноября четыре сотни лермонтовцев пришли в городской ДК на встречу с представителями краевого минприроды, местными властями, экологами. Обсуждались вопросы необходимости инвестиций, перспективы развития Лермонтова, тема экологии и безопасности производства. 
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставрополья Андрей Хлопянов заверил — о строительстве не может идти и речи без соответствующей экспертизы и одобрения самих горожан.  
«На данный момент мне даже документации по поводу этого инвестпроекта не поступало. Но в любом случае он будет проходить государственную экспертизу на федеральном уровне. Процедура очень серьезная. Там и уголовная, и административная, и материальная ответственности», — сказал глава ведомства. 
Принципиальную позицию по вопросу занял губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Глава края подчеркнул: вопрос со строительством завода в Лермонтове будет решён только после экологической экспертизы и с учетом мнения местных жителей. 
«За безопасностью деятельности любого химпредприятия жёстко следят федеральные структуры. И ещё на стадии проектной документации будет проведена экспертиза в Москве. Ни инвестор, никто другой никак не смогут на нее повлиять» — уверяет и.о. заведующего кафедрой экологии и природопользования СКФУ Константин Харин
Ему вторит заместитель гендиректора ГМЗ Лариса Сурина. По ее словам, ни один проект без предварительной оценки общественности не передается на госэкспертизу.  
«Это касается и проекта завода нитроцеллюлозы. Общественная экспертиза — это стартовый этап оценки намерений инвесторов. И если решение будет отрицательным, то проект на экспертизу принят не будет», — заявила Лариса Сурина. 
Одного желания инвестора построить завод недостаточно. А после экспертизы он может и вовсе отказаться от своей задумки. 
«Вот хотели в Железноводске построить мусоросжигающий завод. Провели предварительную экспертизу: когда инвестору сказали, какие условия надо будет соблюсти, он просто отказался от своего проекта», — напомнил представитель движения «Зеленая Россия» Владимир Емельянов
Результат встречи с общественностью — вполне конкретный. Горожане получили информацию из первых рук. Создана инициативная группа. Жители Лермонтова уже несколько раз встречались с министром Хлопяновым, а также со специалистами Ростехнадзора и Роспотребнадзора. 
Инициативная группа горожан вместе с представителями краевого правительства, муниципалитета и сотрудниками надзорных ведомств побывали на участке, который обсуждается как возможная площадка для строительства. Прибывшие на место жители убедились, что признаки каких-либо работ на участке отсутствуют. Сейчас здесь пустырь. Чтобы успокоить общественность, на месте предполагаемого строительства установят видеокамеры с трансляцией в режиме онлайн.  
Кто хочет построить новый завод? 
Идею озвучило ООО «Химинвест». Предприятие специализируется на строительстве опытных заводов и имеет сертификат соответствия Garant Registrum. Это означает, что на заводе планируется использовать технологию, при которой удастся избежать вредных выбросов в атмосферу, а вода для сброса будет очищаться в несколько этапов.  
По неподтвержденной официально информации, согласно задумке инвестора, новый завод даст городу Лермонтову 160 рабочих мест, а средняя зарплата на предприятии составит 50 тысяч рублей. Производственные процессы должны быть максимально автоматизированы. Складских помещений не предусмотрено. Сырьё будут сразу транспортировать. 
Справка. Нитроцеллюлоза — один из первых искусственных полимеров. Сегодня она находит применение во многих сферах деятельности. Например, в производстве пластмассы, бездымного пороха, шариков для настольного тенниса и в индустрии развлечений. 
В Европе десятки лет работают заводы по производству нитроцеллюлозы. Опыт других российских городов столь же показателен. К слову, Казанский пороховой завод ведет свою историю с 1788 года. Сегодня в столице Татарстана производят лаковые коллоксилины. Это и есть промышленная нитроцеллюлоза.  
Теоретически место для предприятия есть в промышленной зоне, которая находится вне границ хранилища «хвостов» ураносодержащих руд. Рядом с этим пустырем уже базируются «Лермонтовский меховой завод», «Южная Энергетическая компания», «Интермикс Мет», «Гидрометаллургический завод», «ГлавДорСтрой». 
Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить главное. Во-первых, о строительстве завода говорить преждевременно. Во-вторых, без одобрения лермонтовцев, новому заводу точно не быть. Власть поддержит любое решение жителей города.  
«Общество услышало власть, власть услышала общество. Хорошо, что уже на этом этапе власть реагирует, встречается, объясняет», — считает руководитель общественной организации Ставропольского края «Экологический патруль» Светлана Глушко. 
Пример Гидрометаллургического завода показывает, что Лермонтов готов вернуться к истокам и гармонично развиваться как промышленный центр. Впрочем, исключать появление современной туристической инфраструктуры в городе преждевременно. 
Чтобы развивать малый бизнес, поддерживать социалку и создавать рабочие места городу необходимо открывать новые предприятия. Чтобы молодежь не переезжала в другие города, а оставалась и растила уже своих детей на малой Родине. В тоже время для города с такой нелегкой судьбой преступно игнорировать экологические аспекты любой хозяйственной деятельности.  
В настоящий момент жители Лермонтова получают исчерпывающую информацию о намерениях инвестора. Губернатор, краевое правительство и мэрия гарантируют лермонтовцам право на выбор. 
Но его сделал сам инвестор. Завода по производству нитроцеллюлозы в Лермонтове не будет. Инвестор решил не строить предприятие. Об этом стало известно 27 ноября. 
«Компания пошла навстречу жителям, которые не захотели реализации этого проекта в городе Лермонтове. В настоящее время изучаются предложения из других регионов России для реализации проекта», — сообщили в ООО «Химинвест».