Что изменит переход троллейбусов и трамваев в краевую собственность

18 января 2021, 11:11Статьи
Фото:

Предприятия в Ставрополе и Пятигорске готовятся к передаче на баланс региона. Их работу теперь будет курировать миндор, тогда как раньше этим занимались муниципалитеты. О том, как изменится ситуация с таким видом транспорта, высказался ставропольский эксперт.

Трамвайное и троллейбусное предприятия переведут в ведомство Ставропольского края в 2021 году. Сейчас идёт подготовка всех необходимых документов.  Специалист по городской среде Андрей Черняков назвал причины такой инициативы.  
По мнению урбаниста, в широком смысле отъём у муниципалитетов каких-либо полномочий в пользу края не является чем-то хорошим. В перспективе он способен привести к дальнейшей вертикализации власти. В то же время, судьба троллейбусного парка в первую очередь связана с денежными вопросами.
«Если мы посмотрим с точки зрения финансовой обеспеченности, ни Пятигорск, ни Ставрополь «не тянут» общественный транспорт», — говорит Черняков.
По словам эксперта, бюджет города не способен качественно обслуживать подобную инфраструктуру, а, тем более не может вкладываться в её развитие.
«Чтобы обновить хотя бы имеющийся троллейбусный парк — это 56 троллейбусов — надо больше полутора миллиардов рублей. Это при бюджете города около 10-11 миллиардов, притом, что доля всей социалки составляет 70-80 процентов. О чём может идти речь?» — считает Черняков.
Ставрополье участвует в программах, которые позволят обновить подвижной состав муниципального электротранспорта. В краевой столице планируют закупить 40 новых троллейбусов.
Андрей Черняков считает, что город ждёт не только приобретение новой техники и строительство сетей. Продолжится модернизация транспортной системы в целом, иначе расходы не «отобьются».
Что конкретно нуждается в обновлении
По мнению урбаниста, в первую очередь стоит обратить внимание на изучение существующих маршрутов общественного транспорта. Те, которые повторяются, следует убрать. Кроме того, возможно, будет снижаться роль маршруток.
Черняков также рассказал, что некоторые муниципалитеты перешли на брутто-контракты с компаниями-перевозчиками, при которых бюджет платит маршрутчикам фиксированные деньги за оговорённое количество рейсов. В таких условиях у водителей пропадает мотивация к грязной конкуренции и гонкам по городу.
Эксперт также говорит, что помогут с формированием хорошего общественного транспорта и новые технологии. В том числе интеллектуальная транспортная система, которая внедряется в этом году. Она позволит сначала автоматически проанализировать ситуацию на дорогах, а потом отрегулировать с приоритетом общественного транспорта.
Одним из возможных изменений Черняков называет также возврат и расширение сети выделенных полос.
«Не иметь выделенных полос для нормального общественного транспорта — как минимум странно. Это равнозначно тому, что вы купите новый трамвай и пустите его по разбитым рельсам. В чём смысл тогда? Вы покупаете троллейбус за 25 миллионов, который стоит в глухих пробках в Юго-Западном районе», — говорит урбанист.
Он отмечает, что, помимо финансовых возможностей и умения добиваться денег на федеральном уровне, краевая власть обладает также ещё одним нужным для таких реформ ресурсом: политической волей.