сб, 14 сент.
06:07
+15 °С, ясно

«Остаются идейные и безумцы»: кто в Ставрополе играет в футбол руками

6 июля 2021, 11:13Статьи
Фото:

Лидер ставропольской команды по американскому футболу Виталий Шерстянкин в интервью рассказал о том, патриотично ли заниматься «заморским» спортом в Ставрополе.

— Кто побеждает в американском футболе: умные или сильные? 
— По-разному. Бывает, умные побеждают сильных, а бывает, что сильные — умных. Это умный вид спорта с невероятной физической подготовкой. Но, наверное, побеждает тот, кто лучше готов. 
— Что значит натренирован? В чём заключается подготовка американского футболиста?
— На поле много контактов, захватов, ударов. Тело должно привыкнуть. Нужно правильно входить в контакт, чтобы минимизировать травмы. Да, это травмоопасный вид спорта, но травмы случаются, на самом деле, не так часто.
— Ты как-то говорил, что американский футбол в чём-то похож на шахматы на траве. Почему так?
— Потому что каждый игрок — как фигура — выполняет свою задачу, двигается на поле. Есть комбинации, благодаря которым команды нападения и команды защиты ведут свою тактическую игру. Да, это тактическая игра, при которой все игроки включают весь свой гений, весь свой ум и при этом получают синяки.
— Как вообще американский футбол появился в Ставрополе?
— Лет восемь-девять назад мы с единомышленниками появились, бросали мячик, играли в какое-то подобие футбола, подражали. Мы делали просто на энтузиазме, нам это нравилось. Не было формы, экипировки, правил. Просто развлечение: побросать мячик на лужайке.
Заняться именно американским футболом решили после того, как мы посетили товарищей и наставников: волжских «Коршунов». Нас было немного, но те, кто поехали к ним на тренировки, получили опыт, знания. Их мы принесли сюда и уже начали заниматься. Купили первую экипировку, начали выполнять упражнения, стали разыгрывать какие-то комбинации. Стали играть в футбол.
Уже потом, когда мы выезжали на сборы к другим командам, на товарищеские игры, получали новый опыт. Их игроки тоже помогали нам развиваться. 
— К чему американский футбол тут пришёл сейчас?
— Развитие было волнообразным: с подъёмами и падениями. Сейчас не так хорошо, как было, например, в 16-м или 17-м годах. Тогда прогресс на поле был лучше, персонала было больше, тренировки проходили плодотворнее. 
Конечно, ситуация с коронавирусом повлияла. Не только на нашу, но и на другие команды американо-футбольного комьюнити в России. В регионах ситуация сложная.
— Что нужно, чтобы стало лучше? И нужно ли что-то предпринимать вообще?
— Хочется развития. Но для этого нужно предъявлять претензии к себе: мы же этим занимаемся, значит у нас что-то не получается. Может, мы неправильно двигаемся.
Но мы не какие-то менеджеры, а просто граждане, у которых есть семьи, работа. А американский футбол — это хобби, благодаря которому мы отвлекаемся от рутины будней, место, где мы черпаем свой ресурс.
— Как появилась сборная Юга?
 — Это сборная, состоящая из игроков команд южных городов России. Изначально планировалось, что это будут только Новороссийск и Ставрополь, но потом присоединились другие. В немногочисленном составе, но почти все крупные города Юга в этом принимают участие. 
В этом году мы собрались, проводили сборы, и сейчас участвуем в первой лиге Чемпионата России. Пока в групповом этапе из трёх игр у нас три победы. Впереди четвёртая игра против сильного соперника: дубля московских «Спартанцев»  — это фаворит группы и, возможно, всего чемпионата.
— Как часто тебе говорили, что вместо американского нужно было бы заняться каким нибудь нашим…
— … русским футболом? Первое время, кажется, чаще, чем сейчас. Может потому что тогда я к этому относился по-другому. Сейчас я отношусь гораздо проще. Какие-то хейтеры если что что-то и говорят — это не важно. Я знаю, что патриотично. И то, что они говорят, к патриотизму не имеет отношения. 
— А какой патриотизм в том, чтобы играть в американский футбол?
— Патриотизм в том, чтобы заниматься спортом, развивать его в регионе, стране, давать возможность детям и другим тренироваться — это патриотично.
Но вообще в последнее время так сложилось, что к американскому футболу и ко всему стали относиться проще. Может, это исключительно моё ощущение, так как я слишком долго в этом нахожусь. Может, затёрся эмоционально.
— Твои товарищи вспоминали, что когда-то в Ставрополе занимался американским футболом даже режиссёр Кантемир Балагов. Помнишь? 
— Говорили, да. Внешне чуть помню. Чуть другой был, моложе. И не так долго ходил. Может пару тренировок. 
Но, вообще, много людей прошло через наши руки, всех не вспомнишь. Слишком много лиц. Точную цифру точно не скажу. 
Но на поле сыграли немногие из тех, кто приходили на тренировки. В основном приходили на пять-десять тренировок, а потом уходили по разным причинам: трудно, больно, дорого. Время, опять таки. 
Некоторые рассуждают так: зачем ехать, подвергать себя ударам, а потом за это же ещё и платить. И они, в принципе, правы.
— А кто тогда остаётся?
Идейные и безумцы. Тем, кому это нравится, кто готов тратить свои деньги, время. Тем, кому нравится этим заниматься и развивать этот спорт в Ставрополе. 
— Есть шанс, что американский футбол в Ставропольском крае получит какой-то более официальный статус?
— Да есть, конечно, я в этом не сомневаюсь. Но тут всё зависит от нас, от того, как мы этим занимаемся. Пока не слишком успешно, можно лучше. Но это объективно: из-за работы, семейных дел мы не можем уделять этому больше времени.
Нужно переводить это в детские секции, в школы. И у нас есть такая цель: развитие детского американского футбола.
— Что вдохновляет тебя уже девять лет заниматься американским футболом?
— Американским футболом меня вдохновляет заниматься американский футбол. Он мне нравится. Правда, это очень интересный, динамичный, зрелищный и умный вид спорта. Тот, кто поймёт правила, посмотрит трансляции, внедрится в это, прочувствует  — никогда не разлюбит.