Зачем изучать Кавказ: как в Пятигорске прошла «Школа Кавказоведения»

15 октября 2021, 13:09Статьи

Что такое «Школа Кавказоведения», какие проекты стали актуальными на форуме? Нужно ли создавать Институт Кавказа, какие исследования можно провести по этому региону? Кому сегодня интересны темы и проблемы Кавказа — читайте в материале.

Проект готовит молодых аналитиков, специализирующихся на изучении процессов Кавказа. «Школа Кавказоведения» поможет профессионально вырасти талантливым специалистам. Упор сделан на желающих развиваться в таких направлениях как социология, политология, экономика, конфликтология, история и культурология.
Заявки на участие подали больше тысячи студентов из разных субъектов страны. Сначала участники должны были пройти тестовое задание, посвящённое традициям и обычаям народов Кавказа. В результате в финале оказались 50 человек из 9 регионов СКФО и ЮФО. Ставропольский край представляли 15 студентов из СКФУ, Северо-Кавказского института РАНХиГС, Ставропольского педагогического института и Пятигорского государственного университета.
Старт
Очный этап форума стартовал в Пятигорске 11 октября. Студенты и наставники работали на базе музея «Россия — моя история». В рамках «Школы кавказоведения» участников распределили на семь команд, каждая из которых трудилась над своим проектом вместе с модераторами и экспертами президентской платформы «Россия — страна возможностей». Все четыре дня молодые люди решали кейсы и участвовали в практических семинарах, презентовали собственные проекты.
Форум посетили заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Антон Сериков, помощник полномочного представителя президента РФ в СКФО Сергей Стариков, ректоры ставропольских вузов, победители конкурса «Лидеры России» и многие другие.
Зачем нужен Институт Кавказа
По словам Сергея Старикова, в числе самых актуальных профессий в ближайшее время будут философ, политолог, специалист по общественным процессам. Это связано с переосмыслением и анализом процессов на Кавказе.
Однако тема Кавказа сегодня интересна не только тем, кто проживает на этой территории. Антон Сериков рассказал, что есть множество общественных организаций, которые занимаются кавказоведением и нашей стране, и за рубежом.
«Кавказ изучают в Краснодаре, Ростове, Адыгее, Санкт-Петербурге, Москве, а также за границей: в Беларуси, южных государствах, Польше, США, Великобритании, Норвегии. Интерес к этому региону очень большой. Эксперты, аналитики, исследователи готовят решения для политиков или управленцев в сфере бизнеса», — сказал Антон Сериков.
В дни проведения форума предложили создать Институт Кавказа, ведь существует очень много аспектов исследований. В частности, антропологический, геологический, географический, исторический, лингвистический и даже кулинарный. Антон Сериков уверен, что сейчас можно сделать что-то подобное вне какого-то конкретного здания и без большого бюджета. Организовать такую работу можно на базе существующих организаций.
«Институт может быть междисциплинарным, межведомственным, виртуальным по своей сути, но не по содержанию. Он может находиться между несколькими федеральными вузами, образовательными площадками, между институтами Российской академии наук. Также он может пока находиться на базе нескольких ежегодных крупных мероприятий», — добавил Антон Сериков.
Финал
13 октября прошёл финал конкурса. Итоговые работы студенты представили в последний день проекта. Жюри выбрали три лучших инициативы, которые в дальнейшем получат поддержку от экспертов  «Школы кавказоведения» и её партнёров.
Десять участников получили в наставничество ведущих экспертов высшей школы, а также возможность пройти стажировку в органах исполнительной власти.
Четверо из них из Ставропольского края: Диана Залепина представляла Пятигорский государственный университет, Ахмат Хасанов — Северо-Кавказский институт РАНХиГС, Ольга Якшина — СКФУ, Юлия Михайлюк — СГПИ.
«Мы рассматривали Кавказ с интересной точки зрения, изучали его более детально и глубоко, чем можно было это сделать без работы со специалистами и, поэтому, можно сказать, что данный форум замотивировал меня изучать Кавказ и дальше», — цитируют Диану Залепину в Пятигорском государственном университете.
 Юлия Михайлюк из СКФУ отметила, что Школа помогает выявить социальные проблемы не только на Кавказе, но и во всей стране.
«Школа научила меня создавать и разрабатывать социальные проекты. Помогла выявить социальные проблемы не только северокавказского региона, но и всей страны. А также помогла найти новых единомышленников и друзей», — сообщила студентка.
Одним из проектов-победителей стала идея создания мобильного приложения SportMap. Это площадка, которая будет освещать спортивные мероприятия. Её пользователи смогут найти себе напарника или собрать команду. 
Приложение должно привлечь людей к занятиям физической культурой и спорту, а также способствовать развитию внутреннего туризма.
 Также внимание привлёк проект по созданию портала студенческих инициатив внутри ЮФУ. Это сможет сделать более эффективной коммуникацию учащихся с администрацией университета.
Ребята представили несколько идей, которые касаются социальных проблем. Например, проект «Полноценные Граждане», направленный на формирование корректного восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья.
Руководитель фонда региональных исследований «Страна» Дмитрий Садко входил в состав жюри. По его словам, это был уникальный по содержанию образовательный трек. За четыре дня финалисты успели оформить свои проекты «под ключ».
«Интерес к Школе возник не только у молодёжи, которая является целевой аудиторией для работы нашего фонда «Страна». «Школа Кавказоведения» вызвала интерес у представителей исполнительной и законодательной власти в регионе проведения, представителей бизнеса. Эксперты, спикеры с удовольствием включились в образовательный процесс. По сути, у нас получилось движение в обе стороны: молодёжь пообщалась с экспертами, наставниками, а «взрослые» напрямую узнали, о чем сейчас думает, как живут ребята в нашем регионе», — отметил Садко.