В Ставрополь привезли уникальную буддийскую тханку из Калмыкии

30 марта 2021, 13:53Общество
Фото:

Икону доставили в ставропольский краеведческий музей имени Прозрителева и Праве из Элисты, где шёлковое полотно выставлялось полтора года. Ему требуются особые условия хранения, поэтому в учреждении Ставрополья ткань защитили от попадания солнечного света.

На полотне изображена Зелёная Тара, которая была вышита гладью в сложной технике более ста лет назад. Над созданием иконы трудились 40 калмыцких юных рукодельниц, при этом все они были девственницами – только такие девушки могли заниматься вышивкой, сообщает ИА «Победа26.
До размещения в ставропольском музее икона использовалась в быту: во время буддийских праздников её выставляли во двор, под солнце и ветер, как и полагалось. Однако сейчас полотно находится не в идеальном состоянии, но реставрировать его пока не планируют.
«Перед реставрацией всегда решается вопрос: "А целесообразно ли?" Если предмет терпит, то лучше не вмешиваться, чтоб сохранить аутентичность», — пояснила главный хранитель музейного фонда Нина Гальфингер.
Отметим, что транспортировка иконы в Элисту и обратно прошла со специальным оборудованием. Главный реставратор ставропольского музея приделал к тханке деревянный щит, который помог погасить вибрации при перевозке. Сейчас полотно находится в специальном месте, где на него не будет попадать солнечный свет.
«Мы могли бы намотать её на вал, как положено хранить такие большие ткани, и убрать в хранилище. И пусть лежит и не выгорает, и никто на неё не смотрит, не действует искусственный свет. Но мы этого не делаем, хотелось бы чтоб такие вещи служили своим целям: познавательским, воспитательным и вообще информационным», — рассказала Нина Гальфингер.
Ранее вышивальщицы Большого Театра собирались сделать полную копию иконы, но в итоге отказались. По словам работников ставропольского музея, не все цвета шёлковых ниток удалось подобрать, так как некоторые из них оказались уникальными. Если в будущем полотно будут воссоздавать, то часть тханки придётся подкрашивать. При этом сотрудники учреждения не исключают возможность того, что отказом от работы оказалась сложность техники – изображение выполнено односторонней гладью с «прихватками».
Фото: Эдуард Корниенко / ИА «Победа26»
Авторы:Анастасия Ряжская