вс, 08 сент.
02:42
+13 °С, ясно

Самая драматичная святыня: Спасский собор Пятигорска отмечает юбилей

31 мая , 14:24КультураФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

31 мая Пятигорскому кафедральному Собору Христа Спасителя исполняется 155 лет. Храм претерпел многое — от некачественного строительства до полного уничтожения — и возродился через десятки лет. Впечатляющую историю главной пятигорской святыни читайте в материале «Портала Пятигорска».

Сбор «по подписке»

Появлением собора в Пятигорске жители обязаны императору Николаю I. В собственный День Рождения, 6 июля 1842 года, император издал соответствующее распоряжение, но к строительству смогли приступить лишь через несколько лет: деньги на храм собирали с будущих прихожан. Николай I утвердил смету — 45 тысяч рублей.

Подаяния собирались «по подписке» — это особая форма благотворительности, распространённая в XIX веке. Желающие пожертвовать таким образом на какую-либо инициативу, должны были присылать наличность в редакции СМИ, объявивших о сборе, либо казначею строительного комитета или общества, открывшего подписку. Так собирали деньги не только на храмы, но и на памятники. Например, именно «по подписке» в Пятигорске собрали средства на памятник Михаилу Лермонтову и в Москве на памятник Николаю Гоголю.

Необходимая сумма для возведения пятигорского храма накопилась к 1846 году, и тогда наместник Кавказа Михаил Воронцов обязал управляющего Кавминводами полковника Дмитрия Всеволожского и архитектора Самуила Уптона начать строительство. Решено было строить храм по образу московского Храма Христа Спасителя, только в уменьшенном виде. Сам император пожелал, чтобы храм был пятиглавым. Разрабатывавший проект архитектор Александр Андреев ориентировался на план архитектора Константина Тона, автора оригинального Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца в Москве.

Так выглядит Спасский собор в наши дни
Фото: ИА «Победа26»

Ошибка купца Дуракова

25 июня 1847 года в Пятигорске торжественно заложили будущий собор. В основании фундамента поместили мемориальную плиту в виде каменного креста с выбитым на нём текстом. Строительством занялись местный купец Филипп Дураков и коллежский регистратор Пётр Дембовский. План возведения и закупленные материалы сочли качественными, но когда строительство дошло до купола, обнаружили крупные трещины внутренних опор и стен. Из-за этого работы в 1853 году приостановили, а в 1856 году недостроенный храм и вовсе разобрали до фундамента: его признали непригодным.

Проверяющие комиссии пришли к выводу, что причины накладок заключались в некачественном материале, просадке грунта, отступлениях от проекта и неравномерной закладке стен. Ревизоры определили размер взыскания с виновных — 20210 рублей серебром. Состоялся суд, где выяснилось, что ответственность падает не только на подрядчиков Дуракова и Дембовского, но и на архитектора и комиссию, курировавшую строительство. Самуила Уптона отстранили, и даже завели на него уголовное дело. На замену ему пригласили губернского зодчего Ткаченко из Ставрополя и в 1856 году строительство возобновили: укрепили фундамент и вновь заложили стены. Такие обстоятельства сказались на продолжительности работ — храм был готов лишь к 1869 году, спустя 22 года после начала стройки.

Огромное здание с пятью куполами, отделанное известняком, стало ещё одной достопримечательностью курорта. На территории собора под навесом разместили медно-бронзовый колокол, весивший несколько тонн. Управлялись с колоколом два звонаря — одному было не по силам. Перезвон слышали в каждом уголке курорта.

Фото: ИА «Победа26»

31 мая (по старому стилю) 1869 года собор освятил епископ Кавказский Феофилакт (Губин) во имя иконы «Христа Спасителя исцеляющего расслабленного при Овчей купели». Такое название посчитали подходящим для церкви, расположенной в местах с целебными водами, ведь икона изображает сюжет из Библии. Согласно Евангелию от Иоанна, придя в Иерусалим, Иисус увидел больного у Овечьих ворот, где была чудотворная купель, исцеляющая недуги. Нищий пролежал там 38 лет и по слабости не мог окунуться. После исцеления Иисусом, он рассказал иудеям о том, кто помог ему. 

Икона «Христа Спасителя исцеляющего расслабленного при Овчей купели» в Спасском соборе
Фото: ИА «Победа26»

Собор, зернохранилище и шапито

В начале XX века Спасский собор Пятигорска стал кафедральным. В революционные годы на площади перед ним устраивали митинги и собрания. В 1927 году прошло последнее богослужение — антирелигиозные большевики решили закрыть храм. Величественный собор превратили в зернохранилище. А в сентябре 1936 года и вовсе взорвали. Стены храма были так крепки, что взрывать их пришлось частями. Таким образом уничтожили и колокольню, и усыпальницу генерала Николая Евдокимова, одного из героев Кавказской войны, похороненного у храмовых стен.

После войны на месте собора разбили сквер с кафе, фонтаном и цирком шапито.

В 1992 году собор решили восстановить — расчистили площадку, установили металлический крест, освятили землю и вновь начали сбор средств. По сохранившимся старым чертежам и фотографиям создали проект нового собора, максимально соответствующий первоначальному. Строительство длилось с 2004 по 2012 годы.

14 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил собор во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели и провёл Божественную литургию. Внутреннюю роспись стен завершили в 2018 году.

После восстановления храма, на месте бывшей усыпальницы графа Евдокимова повесили мемориальную плиту
Фото: ИА «Победа26»

Скромный снаружи и яркий внутри

Спасский собор построен в русско-византийском стиле из машукского камня, у него пять золотых куполов. Храм имеет форму креста. Его фасады разделены на три части, что символизирует Святую Троицу. Центральная часть с самым крупным куполом олицетворяет Спасителя. Пилоны со звонницами под куполами символизируют четырех евангелистов, которые несли по миру благую весть о явлении Иисуса Христа. Собор рассчитан на единовременное посещение 1000 молящихся.

Отсутствие вычурного декора снаружи храма компенсирует яркость и обилие внутренней росписи. Стены и своды собора изнутри расписаны во фряжском стиле. Это итальянская техника, возникшая в эпоху Ренессанса. Она представляет собой академический подход к иконописи. В изображениях ликов святых проработаны мельчайшие детали, в фигурах чувствуется объём и филигранная игра светотени.

Проект росписи готовили несколько лет, ещё три года длилось внутреннее оформление. Иконописцы расписали 3000 кв. м. стен и сводов и 760 кв. м. в алтаре. Иконостас выполнен в византийском стиле из дерева цвета слоновой кости, украшенного золоченной резьбой. Пол мозаичный, выполнен из цветного мрамора.

Один из фрагментов росписи потолка
Фото: ИА «Победа26»

Главной святыней храма является список с иконы Иверской Божьей Матери. Икона написана в Греции, в монастыре на горе Афон, и привезена в Пятигорск в 1974 году. Все время, пока храм был разрушен, она хранилась в Лазаревской церкви Пятигорска.

Также в храме есть частица мощей Святителя Николая Чудотворца и частица Животворящего Креста Господня. При храме действует детская воскресная школа.

На территории Спасского собора также находится церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» идёт ремонт
Фото: ИА «Победа26»

Первая церковь с таким названием появилась в Пятигорске ещё в 1828 году, она была полностью деревянной и находилась в парке Цветник. Её построили архитекторы братья Бернардацци. В 1944 году церковь разобрали на дрова. В 1990-х горожане подняли вопрос о возрождении утраченной святыни. Её построили, но уже в другом месте, и в 1997 году освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Автор проекта — архитектор А. С. Кихель.