чт, 03 окт.
13:20
+9 °С, ясно

Спектакли в галерее, чеченские артисты и всесословный клуб: как в Пятигорске зарождался театр

6 сентября , 15:01КультураФото: Анна Егазарян / ИА «Победа26»

6 сентября театр оперетты в Пятигорске открывает 86 театральный сезон. При этом артистическое искусство стало формироваться в городе гораздо раньше — в середине ХIX века. Предпосылки и историю возникновения современного театра на курорте читайте в материале «Портала Пятигорска».

Курортная специфика

На рубеже ХIX-ХХ веков в Пятигорск приезжали в основном богатые дворяне — публика, избалованная театральными постановками двух столиц — Санкт-Петербурга и Москвы. Поэтому представители высшего общества не желали мириться с отсутствием привычных развлечений на курорте. Чтобы не скучать в провинции, столичный бомонд регулярно устраивал светские рауты с музыкой, пением, чтением стихотворений и танцами.

«Туристический поток на КМВ с каждым годом увеличивался. И в середине ХIX в. известный на тот момент антрепренёр Зелинский, понимая, что здесь выгодное месторасположение и публика уже подготовленная, задумал организовать в Пятигорске театр. Здание сегодняшнего кинотеатра „Родина“ — это первое театральное здание, которое появилось на курорте. Его построили с учетом разных особенностей, но не учли самое главное — акустика была очень плохая. Артисты конечно приезжали, выступали, так как больше было негде, но очень часто отмечался этот недостаток. Стали искать новые помещения для того»,

— рассказала руководитель литературно-драматической части театра оперетты Анастасия Новосёлова. 

Лев Толстой, находясь в Пятигорске, посещал здание театра. На памятной доске обозначено, что в 1853 году он побывал на концерте французской виолончелистки Лизы Кристиани. Она мечтала популяризировать классическое музыкальное искусство, и давала огромное количество концертов по всей Европе и в России.

Пятигорская пресса много писала о постановках
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

Только летние спектакли

В начале ХХ века на курорте появилось здание Лермонтовской галереи. Его особенность была в том, что оно могло функционировать только в теплое время года.

«В ту пору галерея стала модным местом. По функционалу выполняла несколько задач: внутри прогуливались в дождливую погоду, проводили выставки, концерты и спектакли. Сцена небольшая, зал небольшой. Там до сих пор вместо мягких театральных кресел стоят деревянные лавочки, как дань изначальному облику театрального зала. Но когда здание уже возвели, выяснилось, что для артистов не сделали гримёрок. Поэтому появилась еще и пристройка, где сейчас находится администрация галереи и касса», 

— поделилась Анастасия Новосёлова.

На сцене Лермонтовской галереи выступали самые прославленные артистки эпохи: Асейдора Дункан, Мария Савина, Вера Комиссаржевская. Правда, акустика оказалась слабой и там. Кроме того, здание не отапливалось в холодные месяцы, поэтому выступления проходили лишь в тёплый период. Тогда городские власти решили построить новое здание, которое работало бы круглый год.

В Лермонтовской галерее до сих пор проводят спектакли, но только в высокий сезон
Фото: ИА «Победа26»

Всесословный клуб

В 1914 году началось строительство нового фундаментального здания. И построили его буквально за год. Именно в нём располагается современный театр оперетты. Правда, тогда его ещё не существовало — постройку назвали «Пятигорским всесословным клубом». По сути, это был развлекательный центр своего времени. Возвели его по проекту архитектора Андрея Кузнецова. Для постройки использовали машукский камень и желтый кирпич. Фасад украсили красной плиткой с изображением музыкальных инструментов как атрибутов искусства. Плитку изготовили в мастерской московского художника Ивана Калмыкова. Строение получилось фундаментальным и долговечным. Когда в годы Великой Отечественной войны немцы подожгли его, отступая из города, оно практически не пострадало.

Развлекались в клубе и местные, и туристы. Играли в карты, бильярд, работал ресторан. На третьем этаже размещалась библиотека. Позже появились кружки по интересам.

Бывший всесословный клуб, ныне - театр оперетты
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

Новый этап

Несмотря на то, что здание клуба построили в 1915 году, постоянная театральная труппа обосновалась в его стенах лишь 24 года спустя. В 1939 году в Пятигорск из Грозного прибыл Чечено-Ингушский музыкальный театр. 10 марта того же года в местной газете «Орджоникидзевская Правда» написали об открытии в Пятигорске первого театрального сезона. Дебютной постановкой стала музыкальная комедия Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке».

«Говоря о ярких именах в истории театра, я хотела бы вспомнить имя легендарного танцора Махмуда Эсамбаева. В 1943 году он вместе с коллегами-артистами отправился на гастроли, чтобы давать концерты в госпиталях и прифронтовых зонах. И на одном из концертов осколок от мины, которая взорвалась неподалёку, попадает ему в ногу. После ранения он очень долго восстанавливался. Врачи ему говорили, что он вряд ли сможет уже танцевать. Для него это было большим потрясением. Так он попадает в Пятигорск, и здесь занимается вопросом здоровья. Позже, когда он более-менее оправился, его пригласили в театр, и балетмейстер специально для него поставил номер, который был фрагментом оперетты „Розмари“. Публика его очень полюбила»,

— рассказала Анастасия Новосёлова.

Махмуд Эсамбаев любил пятигорские подмостки
Фото: Википедия

В 1944 году из-за депортации на тот момент малоизвестный танцор оказался в Киргизии. По ходатайству директора Пятигорского театра музыкальной комедии его взяли в труппу Киргизского театра оперы и балета, где он проработал более 10 лет. Позже Эсамбаев решил покорить Москву. В столице он добился огромного успеха и стал основателем и автором программы «Танцы народов мира». Но и про Пятигорский театр не забывал. Начиная с 60-х годов он часто посещал курорт с гастролями.

В 1948 году в Пятигорский театр влилась еще одна труппа — артисты Ставропольского театра музыкальной комедии. Благодаря этому у театра стало больше спектаклей. В 80-х гг. стало прибывать сильное подкрепление. К коллективу присоединялись по распределению выпускники из театральных училищ со всей страны.

Помимо классической оперетты ставили современные музыкальные комедии. Театр часто выезжал на гастроли по всей России. Самым важным событием в жизни театра стало участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Так театр из Пятигорска получил широкое признание.

Внутри пятигорской оперетты
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

В условиях перестройки театр перевели на хозрасчёт, храму искусств пришлось самостоятельно зарабатывать деньги на самое необходимое. В 1988 году актёры впервые за многие годы не смогли выехать на гастроли. Здание театра ветшало, да и сам курорт приходил в упадок: исчезла публика, спектакли стали давать гораздо реже.

В декабре 1997 года театр переименовали в Ставропольский краевой театр оперетты. В сложных условиях творческий коллектив труппы не опустил руки, продолжив ставить классическую оперетту. Сегодня театр продолжает радовать взрослых и детей классическими постановками. Интерес к нему не угасает. Туристы приезжают на спектакли большими группами из санаториев Пятигорска и других курортов Кавминвод.

Ранее сообщалось, о том, чем интересна канатная дорога Пятигорска.

Авторы:Анна Березуцкая