В 1870 году идею установки монумента подал видный общественный деятель, первый лермонтовед и публицист поручик Пётр Мартьянов. В своей статье для журнала «Всемирный труд» он написал:
«Почему бы в Пятигорске, с его тысячами посетителей, не принять инициативы в деле сооружения памятника М. Ю. Лермонтову».
Его поддержали арендатор Кавминвод, глава Ростова-на-Дону Андрей Байков и пятигорский врач А. А. Витман. Летом 1871 года общественники получили разрешение императора Александра II на открытие сбора средств. Деньги взимали «по подписке» — распространенному в те годы способу сбора пожертвований. О сборе объявили в прессе, однако в последующие два года желающих пожертвовать на монумент не нашлось. Специально открытый для этих целей счёт в Центральном банке пустовал. С 1 июня 1871 года Байков начал вести пятитомное «Дело о постановке памятника поэту М. Ю. Лермонтову в Пятигорске», охватывающее период с 1871 по 1889 г, которое сохранилось.
«Эти бумаги сохранились. После смерти Байкова его зять, писатель Гнедич передал их в Санкт-Петербург, начальнику Николаевского кавалерийского училища, которое окончил Лермонтов (в годы обучения поэта оно называлось «Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров» — прим. ред.) Там организовали музей поэта. В годы революции музей, вероятно, был уничтожен, а ценные бумаги в итоге оказались в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне — Российская национальная библиотека)»,
— рассказала «Порталу Пятигорска» директор пятигорского Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Ирина Сафарова.
Из документа известно, что первые взносы на памятник сделали два крестьянина из Таврической губернии — так в ту пору называлась крымская территория от Бердянска до Ялты. Они пожертвовали 2 рубля — немалую сумму для крестьян того времени. К сожалению, их имён не записали.
Чтобы простимулировать финансирование, арендатор Кавминвод организовал платное чтение публичных лекций познавательного характера.
30 июня 1874 года издававшаяся Байковым газета «Листок для посетителей КМВ» № 5 опубликовала следующее объявление:
«С дозволения начальства и с целью содействовать сбору при КМВ суммы на Высочайше разрешённое в Пятигорске сооружение памятника поэту Лермонтову, в Железноводском вокзале предположено прочесть несколько публичных лекций с платою за вход по 1 рублю на первое время».
Первую лекцию прочитал инженер-полковник М. Н. Герсеванов «Об устройстве железных дорог в Кавказском крае в связи с производительностью и торговлею края и рельефом местности». Её посетили 74 слушателя. Вторую лекцию прочитал инженер-капитан Петерсон «Об истреблении лесов и последствий от того происходящих». Затем Герсеванов повторил своё выступление, но уже в Ессентуках. Таким образом три лекции принесли в копилку памятника 163 рубля. В дальнейшем для сбора средств организовали специальный Комитет, который базировался во Владикавказе. Его участники устраивали лермонтовские чтения, концерты и лотереи, доход с которых отправляли на счёт в Пятигорский банк.
Большой вклад в сбор сделал также пятигорский комендант полковник А. Водарский: при выдаче приехавшим на лечение офицерам квартирных денег, он предлагал каждому жертвовать медную мелочь на памятник поэту. По Кубанской области сбор средств в 1878 году возложили на известного историка, кавказоведа Евгения Фелицина. Всего за 17 лет удалось собрать 55 тысяч рублей.
В конце 1881 года Комитет собрал 25 тысяч рублей, это позволило перейти к следующему этапу: подготовке проекта монумента. В том же году в нескольких газетах и журналах объявили конкурс на лучший памятник. Место для него уже выбрали — когда-то там располагалась гауптвахта, где ждал суда убийца поэта Николай Мартынов. Получилось символично. В жюри для оценки проектов вошли 13 экспертов: первый иллюстратор «Героя нашего времени» Михай Зичи, будущие классики русской живописи Константин Маковский и Михаил Боткин, скульптор Пармен Забелло, писатель Яков Полонский и иные деятели культуры.
Несколько лет жюри рассматривало эскизы и скульптуры. К 1883 году поступило более 120 вариантов монумента, но ни один из них комиссию не устроил.
12 апреля 1883 года жюри обновило условия: проекты представлять только в виде скульптурных эскизов размером не менее одного аршина и ориентировочной стоимостью самого памятника не более 25 тысяч рублей. За проект-победитель назначили премию в 1000 рублей. Срок конкурса заканчивался 15 октября 1883 года. Проекты рассматривались в помещении Общества поощрения художеств на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, где они оставались для осмотра и оценки две недели. За обозначенный период поступило 15 проектов. Лучшим признали идею академика Александра Опекушина, сына крепостного крестьянина из Ярославской губернии. К тому времени он прославился как автор памятника Александру Пушкину в Москве.
10 июня 1885 года со скульптором заключили договор. Бронзовую скульптуру отлили в Санкт-Петербурге на заводе А. Морана. Архитектурной разработкой места для памятника занялся архитектор Н. А. Дорошенко. Гранитный пьедестал изготовили из камня, привезённого из Крыма. Установку памятника на пьедестал контролировал сам Опекушин.
Высота всего памятника составила 5,65 м. Поэт изображён в момент вдохновения. К Машуку, у подножия которого оборвалась жизнь гения, скульптура расположена спиной. Ликом обращена к Кавказскому хребту. У ног — раскрытая книга, а на переднем плане пьедестала — венок, лира и перо. В верхней части написано: «М. Ю. Лермонтову», а в нижней — дата установки.
Пятигорский памятник М. Ю. Лермонтову открыли 16 (28 по старому стилю) августа 1889 года. Церемония открытия прошла в несколько этапов и стала настоящим праздником для пятигорчан и курортников. Утром, по сигналу ударившего колокола Спасского собора, маршем прошлись войска и ученики мужской гимназии. Ради такого события на курорт прибыли ветераны Кавказской войны. В сквер, где установили скульптуру, пускали по пригласительным билетам, их раздали накануне количеством 1500 штук.
Торжество открыл наказной атаман Терского казачьего войска генерал Алексей Смекалов. Он рассказал собравшимся историю монумента. В полдень под крики «Ура!» с памятника сорвали полотно. Оркестр Тенгинского полка, того самого, где когда-то служил поэт, заиграл гимн России, а затем исполнил «Марш Лермонтова», сочиненный В. И. Саулем, мелодия которого не сохранилась.
На торжестве присутствовал осетинский поэт Коста Хетагуров. Он возложил венок с надписью «От сынов Кавказа», произнес речь и продекламировал стихотворение. Делегация от Тенгинского пехотного полка возложила венок из серебряных листьев. Пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев запечатлели это событие с колокольни Спасского собора. Тем же вечером их снимки уже можно было купить у памятника.
Вскоре вокруг монумента разбили сквер, названный в честь поэта. В дни памяти там проходят лермонтовские чтения. В апреле 1946 года к памятнику построили каменную лестницу со стороны Октябрьской улицы. Над проектом работал художник-архитектор Г. К. Писаренко.
По многим экспертным оценкам, памятник поэту в Пятигорске считается лучшей работой скульптора А. М. Опекушина и лучшим памятником Лермонтову в России.
Ранее сообщалось, что знаменитой пятигорской кофейне исполнилось 115 лет.