Редакция «Портала Пятигорска» регулярно получает жалобы от жителей и гостей курортов на работу муниципальных перевозчиков:
«В Пятигорске маршрутки не отслеживаются на карте, набиваются битком, даже если нет мест для поездки стоя, не принимают карты, работают не допоздна. Остановки разбитые, расписание на них изрисовано вандалами, не следит никто»,
— негодуют жители в соцсетях.
«В Ессентуках водители берут стоячих пассажиров, после 19:00 уехать невозможно, расписание не соблюдают»,
— пишут в редакцию.
Спектр претензий широк и одновременно одинаков — от хамства водителей и отсутствия расписания движения до невозможности электронной оплаты за проезд и отсутствия льгот.
Кстати, после недавней прокурорской проверки муниципалитеты Ставрополья, где не было льгот в общественном транспорте, должны принять этот норматив и обязать перевозчиков-частников им руководствоваться.
Вызывает вопросы и стоимость проезда в маршрутках городов КМВ. Самый высокий тариф в Ессентуках и Минеральных Водах — 28 рублей за поездку. Самый низкий — в Железноводске — 20 рублей. В Пятигорске — 25 рублей.
Причина такого ценового разнообразия — условия контракта, который заключает горадминистрация и перевозчик. Как пояснил представитель одной из транспортных организаций, большинство муниципалитетов предпочитают не закладывать деньги на регулируемый тариф, как это сделали в Железноводске, а отдать на откуп перевозчику, как в остальных городах КМВ.
Единственное на КМВ муниципальное автохозяйство удалось сохранить в Железноводске. Соответственно, все государственные гарантии здесь предоставляются — это и льготный проезд, и фиксированный тариф. Стоимость проезда в общественном транспорте не поднималась года два. Сегодня в городе действуют 11 муниципальных маршрутов, восемь из которых — убыточные.
Для поддержания городского автохозяйства на его территории организовали штрафстоянку. Семь междугородних маршрутов также приносят дополнительную прибыль.
«В следующем году планируется покупка пяти машин за счёт краевого бюджета. Это будут «Газели» с бензиновыми двигателями, которые в дальнейшем переведут на газ»,
— рассказал руководитель городского транспортного предприятия Железноводска Ислам Ахвердиев.
В Пятигорске всем общественным транспортом «рулит» краевой миндор. В городе действуют 33 муниципальных маршрута. Задействованы пять перевозчиков — четыре частных автотранспортных и ГУП «Крайтранс», пятигорский трамвай.
У трамвая много плюсов — экологичность, понятное расписание, отслеживание на картах, работа допоздна, возможность оплаты безналом, проездные и льготы. Главное нарекание — возраст подвижного состава. Самый новый вагон в депо выпущен в 1995 году. Но есть вероятность, что в 2024 году в столице СКФО начнут обновлять трамвайный парк.
«В рамках формирования новой федеральной целевой программы по развитию городского наземного электрического транспорта в субъектах РФ миндором края в Минтранс России направлены предложения на приобретение новых трамваев для города-курорта Пятигорска на общую сумму 3,75 млрд рублей»,
— прокомментировали в миндоре Ставрополья.
В каком объёме пожелания края будут одобрены в Правительстве РФ, станет известно через пару месяцев. В ноябре–декабре проект вернётся в регион.
В Кисловодске и Ессентуках единственный вид общественного транспорта — частные маршрутки и малогабаритные автобусы, выполняющие городской заказ. Однако, в отличие от Железноводска, стоимость оплаты за проезд в этих городах регулирует частник, а не муниципалитет.
В Кисловодске сегодня действуют 25 городских маршрутов. В общей сложности ежедневно на линию выходят 115 автобусов.
«Последние два года на территории города-курорта Кисловодска работают дежурные графики до 22:00 на маршрутах с соответствующим пассажиропотоком. В связи со вводом в эксплуатацию МБОУ СОШ №22 и началом учебных занятий внесены изменения на пяти городских маршрутах: №7, №7А, №5, №9 и №23»,
— рассказал глава города Евгений Моисеев.
В Ессентуках транспортным обслуживанием занимается несколько крупных перевозчиков. Как объяснили в горадминистрации, между ними разыгрывают лоты, в которые входят сразу несколько маршрутов. Каждому достаётся примерно поровну доходных и убыточных направлений.
«За последний год наши перевозчики обновили подвижной состав. Кроме того, глава города пришёл к соглашению с предпринимателями, и те установили в транспорте терминалы для оплаты проезда картой. Наши маршрутки отслеживаются на картах и работают до 21:00»,
— рассказали в пресс-службе города.
Итак, можно сказать, что по основным претензиям работа ведётся — льготы, безналичная оплата, возможность отслеживать движение транспорта онлайн, обновление автопарка. Программа цифровизации рассчитана до 2030 года — к этому времени терминалы должны появиться у всех перевозчиков.
Как прокомментировали всё в том же краевом министерстве дорожного хозяйства и транспорта, этот процесс небыстрый. Бюджет планируют заранее, а цены у производителей подвижного состава не фиксированные. Возможно, после поручений президента от 17 сентября дело пойдёт быстрее.
В соответствующем документе делают упор на развитие экологичного транспорта, борьбу с нелегалами и цифровизацию этой отрасли. Первые отчёты чиновники, в том числе региональные, должны предоставить 1 февраля 2024 года.
Сообщить о нарушениях со стороны муниципальных перевозчиков можно по телефону министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края +7 (8652) 94-14-19. Также обращения принимает редакция «Портала Пятигорска» по номеру +7 962 497-93-57.
Напомним, ранее «Портал Пятигорска» писал о жалобе женщины, отдыхающей в Пятигорске, на водителя маршрутки Пятигорск — Георгиевск.