Эльза Антюхина — профессиональный гид-экскурсовод из Пятигорска. Проработав в течение трёх лет в регионе и пообщавшись с тысячами туристов, она готова поделиться своим опытом. По образованию она журналист, а для работы закончила специальные курсы.
Как появилась идея стать экскурсоводом?
Я работала в компании по продаже путёвок, писала для сайта о достопримечательностях КМВ и Северного Кавказа. В какой-то момент поняла, что скучно сидеть в офисе, пришла в одну из пятигорских туркомпаний и попросила обучить меня новой профессии. Следующие несколько месяцев я готовилась к выезду на свой первый маршрут в Чеченскую республику. Ездила с опытным экскурсоводом с многолетним стажем, и к началу туристического сезона уже была, как говорится, «в теме».
Какие сложности возникают в работе гида?
Это работа с большим количеством людей. Претензии, недовольство, плохое настроение — всё это, как правило, улетает в адрес гида. У нас даже в профессиональном сообществе есть такая поговорка: «Во всём виноват экскурсовод»: сломался подъёмник, испортилась погода и пошёл дождь, в кафе накормили невкусным пирожком.
Бывали какие-то необычные истории?
В Железноводске у Дворца эмира Бухарского один турист начал с аппетитом поглощать какие-то ягоды с декоративного кустарника. К счастью, они оказались не ядовиты, хотя и не предназначены в пищу. Этого любознательному мужчине оказалось мало — у Славяновского источника он решил полакомиться плодами и с другого куста. Мне пришлось ему напомнить, что это весьма опасный эксперимент. До конца экскурсии он чувствовал себя нормально, не знаю, что с ним было дальше. И нервничала из-за него, и смешно было.
В чём специфика работы гида на КМВ по сравнению с другими регионами России?
Мы работаем с людьми, которые лечатся в санаториях — в этом и заключается специфика.На экскурсии может быть и 10 человек, и 60 в зависимости от сезона, и у них всегда много мнений: одному не нравится автобус или вид из окна, у другого не оправдались ожидания. Случаются форс-мажоры: приехали на место, а погода ухудшилась, и выйти невозможно. Все негодуют. Или приехали в горы, чтобы покататься на канатке, а она не работает. Люди не всегда способны понять, что не всё от нас зависит. Нам приходится быть и гидами, и психологами, чтобы улаживать конфликты.
Какие самые популярные направления у туристов на Северном Кавказе?
В первую очередь, сами Кавказские Минеральные Воды. Если туристы живут в Пятигорске, обязательно возьмут экскурсию по нему или по всем курортам. Все хотят на Эльбрус, в Домбай и в Грозный — это три лидирующих направления на протяжении нескольких лет. Людей привлекает катание на фуникулёрах, горы и их невероятные виды, а в Грозном хотят посмотреть, как его восстановили. Ещё туда берут экскурсии те, кто там служил или жил раньше. Слава об этом городе широко распространилась по России, и многие едут по совету друзей, родственников и знакомых.
Какая самая недооценённая точка притяжения в нашем регионе?
На мой взгляд, это гора Бештау. Туристы чаще идут на гору Машук, а Бештау незаслуженно обделяют вниманием. Далеко не все, кто приезжает в санатории региона, понимают, насколько это место великолепно. Там обязательно стоит побывать, хотя бы у подножия, а лучше добраться до Второафонского Успенского монастыря. Если здоровье позволяет, рекомендую подняться на Большой Тау, Козьи Скалы, Лисий Нос, Орлиные Скалы — там ощущаешь величие природы и спокойствие, понимаешь, что всё суета сует.
Какие особенности работы экскурсоводом на Северном Кавказе?
Когда едешь в горы, нужно донести правила поведения в республиках Северного Кавказа. Рассказать, что не нужно ехать в открытой одежде в Чеченскую Республику, ведь у местных жителей это неприемлемо. Я вышла из ситуации так: купила несколько безразмерных халатов и выдавала тем, кто приходил на экскурсию в неподобающем виде, чтобы не было конфликтов.
Когда работаешь экскурсоводом, ты не только организуешь выезд, но и отвечаешь за безопасность людей. В горах нужно быть собранным, но некоторые туристы просто не хотят ничего слушать. Три раза объявляешь в микрофон, чтобы все слышали, когда собираемся, где, что не нужно опаздывать — и всё равно кто-то отвлечётся, отвернётся, забудет время и место встречи. Эти организационные вопросы достаточно непростые.
Какие проблемы есть сегодня в вашей отрасли?
Очень обидно, что многие туркомпании не оформляют официально гидов и не набирают их в штат. Так, экскурсоводы на КМВ чаще работают на аутсорсе. При этом, постоянно ломается транспорт — большинство фирм использует старый автопарк. Они заключают договор с хозяином транспорта, а не берут авто на баланс. Для экономии арендуют технику, которая малопригодна для перевозок. Самое безобидное, что случается на выездах — неполадки с кондиционером в жару.
Чего не хватает современным экскурсоводам?
Хотелось бы, чтобы государство больше регулировало туристический бизнес. Пока что ввели аккредитацию раз в пять лет — экзамен на профпригодность. Но эти меры можно дополнить. Кроме того, мне кажется, современным экскурсоводам не хватает какой-то общности, возможно, даже профсоюза. Такое объединение могло бы помочь, например, добиться официального оформления на работе. В соцсетях возникают такие идеи, но дальше слов не заходят.
А ещё на КМВ — дефицит профессиональных молодых гидов. Те, кто проработал более 30 лет, уходят на пенсию, а «свежая кровь» не поступает. Во-первых, профессия специфическая, подразумевает большое количество общения с людьми, во-вторых, работа сезонная, примерно с апреля по ноябрь заработок стабильный, а потом — период простоя с небольшим всплеском на новогодние каникулы и на праздники — 23 Февраля и 8 Марта. Не каждый с таким справится.
Что хотели бы пожелать «коллегам по цеху»?
Больше позитивных эмоций получать от работы, не терять свой профессиональный задор. И, конечно, приятных, интересующихся и адекватных туристов.