пт, 05 дек.
10:02
+1 °С, облачно

Дети на колёсах: полиция и власти Пятигорска винят родителей юных нарушителей

31 июля , 16:09ОбществоФото: Антон Глушков / ИА «Победа26»

Недавно автоинспекторы Пятигорска пресекли массовый заезд подростков-мотоциклистов, которые демонстрировали трюки и манёвры на одной из парковок города. Но юных лихачей на эндуро, питбайках, мопедах и самокатах становится больше с каждым годом. Школьники нарушают ПДД, получают травмы, представляют угрозу для окружающих, а вот ответственность они и их родители несут далеко не всегда. Как исправить ситуацию, разбиралась корреспондент «Портала Пятигорска».

Без номеров и страховки

30 июля сотрудники Госавтоинспекции курорта провели рейд и обнаружили компанию несовершеннолетних на кроссовых мотоциклах. Школьники соревновались в опасных трюках и демонстрировали пренебрежение правилами дорожного движения. 10 транспортных средств поместили на специализированную стоянку, а на девятерых несовершеннолетних мотоциклистов собрали административные материалы за вождение без прав. Ребят могут поставить на профилактический учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. 

Родителей пятерых подростков оштрафовали на 30 тысяч рублей за то, что пустили детей за руль. Во время рейда полиции попался также 22-летний мотоциклист. Он отказался пройти освидетельствование на состояние опьянения, и за это его оштрафовали. 

Кроссовые мотоциклы невероятно популярны у тинейджеров
Фото: фотобанк ru.freepik.com

Сотрудники ГИБДД регулярно напоминают родителям об опасности такого детского досуга, но с каждым годом число нарушителей лишь растёт. Привлекать взрослых к ответственности за нарушения детей тоже сложно: кроссовые мотоциклы, питбайки и эндуро классифицируют как спортинвентарь, предназначенный для занятий на мотополигонах и езды по бездорожью. На них отсутствуют номера госрегистрации, не требуются права на управление и страховка.

«Выезд на дороги общего пользования на эндуро запрещён. Но это правило постоянно нарушают. По данным Госавтоинспекции МВД России, за первые шесть месяцев 2025 года в России произошло более 1,9 тысячи дорожно-транспортных происшествий с участием водителей младше 16 лет, включая аварии с участием мотоциклов. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года, количество таких аварий выросло более чем на 12%»,

— рассказал «Порталу Пятигорска» начальник Госавтоинспекции МВД России по Пятигорску Артур Абрамов.

Он особо отметил, что в таких авариях чаще всего виноваты сами подростки и их родители, которые покупают технику и разрешают кататься повсюду.

Пятигорчане встречают школьников на байках в самых неожиданных местах, ведь ездить по дорогам на них запрещено
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

«Клуб друзей ГАИ»

Негодуют и пешеходы: юные мотоциклисты регулярно ездят по тротуарам, пешеходным дорогам и другим не предназначенным для этого местам. В мягком ставропольском климате байкеры катаются почти круглый год.

«Мы видим проблему: детей на электросамокатах на узких тротуарах, детей на эндуро, нарушающих правила. Одной службе ГИБДД с этим не справиться. Для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье ребят и прохожих, мы стремимся выработать план, которого будем придерживаться совместно с управлением образования и управлением безопасности администрации Пятигорска»,

— рассказал Артур Абрамов.

У автоинспекторов налажена связь с педагогами, они часто проводят профилактические беседы со школьниками и родителями. Во всех школах Пятигорска действуют «Клубы друзей ГАИ»: участникам объясняют ПДД и подробно рассказывают, чем грозит их несоблюдение.

У каждого пятигорского школьника есть маршрутный лист, его дети хранят в дневниках. Это — карта безопасного передвижения от школы до дома ученика. На ней выделены критические точки — дороги, светофоры, перекрёстки, пешеходные переходы.

В течении учебного года в школах работают отряды юных инспекторов движения — вместе со взрослыми автоинспекторами они проводят множество профилактических мероприятий. Например — проект «Засветись!», цель которого — напомнит детям и взрослым о необходимости светоотражающих элементов на одежде. Также в школах присутствуют уголки безопасности общественного движения. 

«Но работать только с детьми — не достаточно. Важно донести мысль об опасности приобретения подросткам питбайков до их родителей. Потому что сами дети не могут купить себе такую технику — им её дарят родители, для которых это посильная покупка. Но взрослые не думают, насколько это опасно, особенно если сами пренебрегают правилами за рулём»,

— считает юрист и общественник Артур Мартиросян.

Аварии с детьми на кроссовых мотоциклах — страшная рутина для сотрудников ГИБДД
Фото: телеграм-канал Госавтоинспекции Ставропольского края
«Мы привлекаем к совместной работе и родителей. Проводим совместное патрулирование, когда все участники события находятся с автоинспекторами, видят их работу, раздают памятки участникам дорожного движения. Ежегодно мы проводим муниципальный этап краевого конкурса „Законы дорог уважаем“: каждая школа представляет команду юных инспекторов движения, которые соревнуются в знании ПДД, это очень зрелищное мероприятие»,

— добавила заместитель главы администрации Пятигорска Наталья Васютина, курирующая образование в городе.

Световозвращающие элементы могут быть стильными аксессуарами
Фото: Виктория Ветер / ИА «Победа26»

В Ставропольском крае действует три Центра изучения правил дорожного движения. Один из них находится в Пятигорске. Он финансируется в том числе из краевого бюджета и действует на базе средней школы №23. Там есть площадка для отработки навыков вождения велосипеда, есть тренажёры. По графику ученики всех 28 школ Пятигорска и 38 детских садов посещают этот центр на протяжении учебного года.

«Мы не останавливаем профилактическую работу и летом, хотя, когда дети на каникулах, это сложнее. В школьных летних лагерях, во дворце детского творчества и Центре детского туризма, в автономном лагере „Дамхурц“ в горах Карачаево-Черкесии открыты профильные смены. Эти отряды непосредственно изучают ПДД и участвуют в мероприятиях с сотрудниками ГИБДД, проводят специальные патрули на дорогах»,

— пояснила Васютина.

Несколько эндуро на узком тротуаре — частое явление в Пятигорске
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Штраф до 500 рублей

Пятигорчанин Артур Мартиросян — юрист и общественный деятель. Уже два года он занимается общественным движением по безопасности на дорогах курорта совместно с ГИБДД. Он считает, что в Пятигорске наиболее максимально используют ресурсы взаимодействия ГИБДД, общественников и школ

«Несмотря на профилактику, нарушения происходят очень часто. На самокатах катаются по двое детей, питбайки в городе, где они не должны быть. Это вина родителей, которые не контролируют детей. Взять в аренду электросамокат можно только с 18 лет, для этого нужно зайти в личный кабинет на Госуслугах. Но дети-то ездят на них — значит, они пользуются аккаунтами старших. Ответственность для взрослых должна быть максимально жёсткая и неизбежная»,

— считает правовед.

Лихачи на электросамокатах — ещё одна дорожная проблема курорта. Юноши и девушки гоняют по тротуарам и проезжей части, сбивают пешеходов и попадают под машины.

«С января 2025 года в Пятигорске произошло четыре ДТП со средствами индивидуальной мобильности и мопедами с участием детей 14 и 17 лет. Аварии не смертельные, но с травмами»,

— подтверждает Артур Абрамов.

С сентября 2024 года по июль 2025 года комиссия по делам несовершеннолетних рассмотрела 11 нарушений ПДД с участием детей за рулём. Трое из этих ребят попали в аварию, причём один сильно пострадал. Всех поставили на учёт, а родителям назначили штрафы. Но их размер варьируется от 100 до 500 рублей. Общественники, педагоги и автоинспекторы считают необходимым ужесточить наказание для родителей: например, существенно увеличить суммы штрафов. 

Ранее сообщалось, что пятигорским родителям будут показывать фото с мест ДТП с участием детей.

Авторы:Елизавета Боброва