В конце XIX века основатель Кавказского горного общества Рудольф Лейцингер посчитал, что для активно развивающегося Пятигорска жизненно необходим трамвай. На курорте открывались новые гостиницы, концертные и театральные залы, строились жилые районы на склоне Машука. Появилась необходимость связать курортную зону, центр и вокзал, чтобы жители и отдыхающие могли с комфортом добраться в любую точку города.
С такой задачей мог справиться только трамвай. Однако нигде в стране в это время ещё не было таких мощных электростанций и линий передачи, чтобы обеспечивать электротранспорт. В Санкт-Петербурге, например, вагоны тащили по рельсам лошади — этот транспорт назывался конкой. Инженер Самуил Фридман спроектировал одну из первых в стране электростанций — «Белый уголь». Она обеспечивала энергией транспорт и городскую инфраструктуру. Так пятигорский трамвай стал одним из первых в стране.
«Пробный рейс трамвая состоялся 120 лет назад — от железнодорожного вокзала до Цветника. Открытие трамвайной линии было столь значимым событием, что 1 сентября 1903 года прибыли принц Александр Ольденбургский и министр государственных имуществ Алексей Ермолов»,
— говорит директор Пятигорского филиала ГУП СК «Крайтранс» Виталий Ющенко.
До революции 1917 года в Пятигорске работали два трамвайных маршрута. Первый — от вокзала через казённую гостиницу, в здании которой сегодня находится краеведческий музей, до Сабанеевских ванн, известных сейчас как Пушкинские. Второй маршрут пролегал от Казённой гостиницы до озера Провал. В память о нём в Емануелевском парке находится инсталляция — участок трамвайных путей.
В годы Гражданской войны почти все мужчины ушли на фронт, и на предприятие стали брать женщин. Несмотря на экономические трудности, в Пятигорске смогли открыть новые трамвайные линии. Транспорт появился в Горячеводске, Новопятигорске, Кабардинской слободке. Линию от Радоновых ванн до Мясокомбината, например, открыли в 1927 году, и она функционирует до сих пор. В годы Великой Отечественной войны оккупанты закрыли депо, разворовали хозяйство, разобрали и вывезли рельсы, срубили столбы на дрова.
Из-за колоссального ущерба после освобождения города трамвай хотели заменить троллейбусом. Но из эвакуации вернулись опытные специалисты, и общими усилиями они смогли перезапустить любимый транспорт горожан. Вагоны для узкоколейной дороги отправляли со всей страны — там переходили на широкую колею, а в Пятигорске она до сих пор составляет всего лишь 1 метр. Трамвайные пути появились в новых районах города — в Белой Ромашке и Бештау.
Сейчас в Пятигорске почти 47 км трамвайных путей. Город обслуживают 6 тяговых подстанций, 4 технических вагона и 60 пассажирских. По будням работает 30 трамваев, по выходным — 23. В депо работают 324 сотрудника, и лишь 88 из них — водители.
Пятигорский трамвай перевозит около 20 млн пассажиров в год. Горожане любят его за доступные цены на проезд, возможность оплатить картой и отследить ближайший рейс через приложение. Пробки трамваю тоже не страшны — только если несознательный автолюбитель преградит путь.
Но есть у трамваев и недочёты. Пути обветшали и не позволяют набрать скорость более 20 км/час, да и стыки между рельсами приносят ощутимый дискомфорт при поездках. Самые новые трамваи — 1995 года выпуска.
«Трамвай дорого обслуживать — замена 1 км пути обходится около 120 млн рублей. Сами вагоны тоже не из дешёвых — около 80 млн рублей. Но есть и хорошие новости. Краевое правительство обещает оказать поддержку в модернизации контактной сети и путевого хозяйства. По поручению губернатора Владимира Владимирова в 2024 году в городе появится новый трамвайный вагон»,
— делится Виталий Ющенко.
Директор предприятия рассказал, что краевое правительство планирует не только заменить старые пути, но и проложить новые. Трамвай рассчитывают пустить в перспективный микрорайон Пятигорска — «Западный».
Ещё одна проблема — кадровый голод. Трамвайному депо нужны водители, слесари, токари. Средняя заработная плата, по данным руководства предприятия, составляет 45-50 тысяч рублей.
«Мы регулярно публикуем вакансии на специализированных платформах и сайтах с объявлениями, отправляем заявки в Центр занятости населения, но попытки не увенчиваются успехом»,
— делится директор.
Некоторые работники трудятся на трамвайном предприятии уже 30-40 лет. В их числе — первоклассные водители Георгий Остроухов, награждённый Минтрансом РФ, и Вера Багрий, получившая медаль 3 степени за доблестный труд. Владимир Бычков и Альбина Шляпникова удостоены почётной грамоты губернатора Ставропольского края, а Елена Вахтангова — почётной грамоты правительства Ставропольского края. Ещё один достойный труженик — монтёр пути пятого разряда Сергей Пластинин. 50 из своих 70 лет он посвятил работе на предприятии.
«Всю свою жизнь Сергей Николаевич работал только в пятигорском депо»,
— сказал Виталий Ющенко.
Подробнее о том, в каком состоянии находится общественный транспорт на КМВ, читайте в материале «Портала Пятигорска».