Монументальное здание в стиле неоклассицизма появилось на курорте в 1914 году. В ту пору там, где его возвели, был район дач и пансионатов. Популярность курорта росла, а вместе с ней — и потребность в новых заведениях для бальнеологических процедур. За проект взялся архитектор Алексей Кузнецов, который также построил для курорта здание Всесословного клуба, где ныне располагается Театр оперетты.
Одноэтажные ванны возвели всего за три месяца из жёлтого кирпича, который производили здесь же, отделали машукским травертином и украсили мозаикой — над входом выложили сцену купаний в древнеримских термах. В ту пору в моде была античность, что и повлияло на дизайн ванн.
Для своего времени ванны были оборудованы в соответствии с самыми современными технологиями — воду в них подогревала специальная система, ко входу вели два пандуса для подъезда на конном экипаже. Во внутреннем дворике установили фонтан.
Проект курировал директор Кавминвод Сергей Тиличеев, поэтому здание первоначально назвали в его честь — ванны Тиличеевские. Сергей Тиличеев был медиком и доктором медицины. Учился в Николаевском военном училище и Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. После её окончания 10 лет работал земским врачом в Новгородском уезде, затем, с 1980 по 1907 годы управлял курортом Старая Русса.
С 1907 по 1915 годы Тиличеев директорствовал на Кавминводах. Он спас курорты от банкротства, наладив экспорт минеральной воды. При нём Кавминводы стали безопаснее для местных и приезжих, появились новые медучреждения, стала развиваться инфраструктура. На курортах впервые провели бактериологический анализ источников питьевой воды, подвели новые источники к городским водопроводам, стали фиксировать расход питьевой воды. Санитарно-бактериологическая лаборатория взяла под контроль работу производителей и поставщиков продуктов: рынков, пекарен, молочных ферм и колбасного завода.
При содействии Тиличеева в Кисловодске открылся первый ингаляторий. Директор КМВ приобрёл для него оборудование и пригласил на курорт талантливого отоларинголога Владимира Воячека.
На всех группах Кавминвод шло активное строительство: появились пятигорская и ессентукская грязелечебницы и два новых здания ванн. В результате геологических изысканий открыли семь новых источников. В Пятигорске заработала тепловая дизельная электростанция.
Несмотря на это, в 1915 году Тиличеева отстранил от должности принц Александр Ольденбургский, который в те годы отвечал за все лечебные и санитарные учреждения в стране. Ходили слухи о сговоре директора Кавминвод с типографией Лысенко и Сукиасянца, якобы завышавшими стоимость работ. При Тиличееве услуги на курортах действительно подорожали, но связано это было, вероятнее всего, с улучшением инфраструктуры и качества отдыха.
Уже в январе 1916 года Пятигорская дума большинством голосов выбрала Тиличеева городским головой. Он оставался в этой должности более года. В марте 1917 года вошёл в Гражданский исполнительный комитет Пятигорска, 30 июля 1917 года был избран в новый состав городской думы от центристской партии народной свободы. Но депутатом пробыл недолго — в январе 1919 года умер от тифа.
После революции ваннам сменили название. Из-за близости к Провалу они стали зваться Провальскими. В 1957 году их снова переименовали, на этот раз — в честь выдающегося медика Николая Пирогова.
Российский хирург, анатом, естествоиспытатель и педагог Николай Пирогов оказался на Кавказе в 1847 году. Он уехал на Кавказскую войну, чтобы в полевых условиях испытать наркоз при помощи эфира во время операции. В то время эта разработка американского стоматолога Уильяма Мортона стала настоящей инновацией и прорывом в хирургии.
Сначала Пирогов прибыл в Ставрополь, где в то время находился один из самых крупных — на 600 мест — военных госпиталей. На Кавказе шла война с горцами, поэтому главной целью экспедиции стала передача полевым медикам личных разработок, касающихся оперирования под наркозом.
Применение анестезии в условиях Кавказской войны было сопряжено с особыми трудностями: солдаты не доверяли врачам, наркоз их пугал. Чтобы убедить раненых в безопасности метода, Пирогов демонстрировал действие эфира на своих помощниках — враче П. Ю. Неммерте и фельдшере Калашникове.
«Самый утешительный результат эфирования был тот, что операции, производимые нами в присутствии других раненых, нисколько не устрашали, а напротив того, успокаивали их в собственной участи, и все раненые, исключая одного (который потому и не был оперирован), садились почти всегда спокойными и без всяких возражений, один за другим, для производства над ними самых болезненных операций»,
— отмечал Н. И. Пирогов в «Отчете о путешествии по Кавказу».
Из Ставрополя учёный выехал в Пятигорск, где в то время в военном госпитале третьего класса находилось много раненых. Вместе с больными прибыли врачи из различных частей Кавказского корпуса, им также на практике показали действие эфирного наркоза.
Николай Пирогов пробыл в Пятигорске две недели. Он встречался с больными, общался с врачами, работал и делал наблюдения о курорте. Пятигорск ему понравился: Пирогов назвал его русским Барежем (термальный курорт во Франции — прим. ред.), где на малом пространстве много разных целебных источников. На этом его экспедиция не закончилась: он передавал опыт и знания военврачам в Дагестане, Владикавказе, Грузии.
В дальнейшем Пирогов повторил этот опыт в условиях Крымской войны: там он впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку. Эта сберегательная тактика лечения ранений рук и ног позволила многим военным избежать ампутации.
В наше время Пироговские ванны не работают по причине эксплуатационной невостребованности — у каждого санатория на курорте есть собственное ванное отделение. Здание признано объектом культурного наследия и находится в удовлетворительном состоянии.
«Сейчас с «Кавминкурортресурсами» обсуждается вопрос модернизации Пироговских ванн. Как один из вариантов — предполагается создание современного спа-центра. Но это будет возможно лишь после получения положительной экспертизы от соответствующих органов минкульта, так как для объектов культурного наследия работа над проектно-сметной документацией имеет свои особенности и требует надзора специалистов. А ещё это очень дорогая процедура»,
— сообщили «Порталу Пятигорска» в Курортном управлении Профсоюзных санаториев КМВ.
Ранее сообщалось, что музей Ессентуков рассказал о работе сына Клары Цеткин главврачом в госпитале.