Устная речь была древнейшим, хоть и не самым надёжным, способом передачи информации. Важные для выживания сведения передавали через поколение: от бабушек и дедушек — к внукам.
«В древности существовала традиционная система связей поколений между собой — через бабушек и дедушек. Они присматривали за внуками и обучали их всему необходимому. До появления письменности это был главный способ передачи и сохранения информации»,
— рассказывает кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, заведующий сектором природы и археологии Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко.
Конечно, этого было недостаточно, поэтому люди искали способ надёжно сохранить нужные данные для потомков. Специалистам известно, например, узелковое письмо, в котором вместо букв использовались нити, а для кодирования информации — узлы, а также различные цвета нитей. Но чаще всего до появления письменности информацию передавали в виде рисунков. В связи с тем, что общества взаимодействовали между собой в разных формах, в том числе и в конфликтной, достаточно рано появилась тайнопись, понятная только ограниченному количеству людей.
В Пятигорском краеведческом музее хранятся экспонаты с письменами, нанесёнными как на рукотворную керамику, так и на естественный материал — камень. Эти образцы относятся к разным эпохам: от периода поздней бронзы и раннего железа до начала XVII века.
«На территории современных Кавминвод жили носители кобанской культуры позднебронзового века и перехода к раннему железу. На Кавказе также обнаруживают артефакты, относящиеся к энеолиту, бронзе и раннему железу, причём некоторые из них относятся к культурно-историческим общностям с более отдалённых территорий, например, к трипольской, ямной, майкопской, катакомбной культурам. Они тоже использовали знаковые системы»,
— уточнил Сергей Николаевич.
Одной из первых известных научных публикаций о знаковых изображениях и надписях на керамической посуде стала небольшая заметка 1898 года известного российского и советского археолога Василия Городцова. Она посвящена обнаружению особых знаков на сосуде и черепках в одном из захоронений Х-ХI веков нашей эры на дюне Могилки у села Алеканово в районе Рязани.
«Алекановская надпись — последовательность нерасшифрованных знаков, обнаруженная осенью 1897 года в деревне Алеканово. Знаки нанесены на небольшой глиняный горшок 15 см высотой, найденный в славянском захоронении. Было установлено, что надпись подлинная, но общепринятого прочтения нет. Городцов предположил, что это могут быть «славянские руны»,
— поясняет Сергей Савенко.
А другой крупный советский исследователь — Борис Рыбаков — в начале 1950-х годов посвятил статью орнаменту на сосуде, который нашли в Кисловодске.
«В статье „Календарный фриз северокавказского сосуда VIII–VII веков до нашей эры“ учёный расшифровывает орнаментально-смысловую композицию на керамической миске из могильника, расположенного на территории города-курорта Кисловодска. Борис Александрович предложил трактовать орнамент на этой миске как календарный годичный цикл, а сам сосуд как ритуальный, предназначенный для молений местному божеству грома»,
— говорит Сергей Савенко.
Другой крупный учёный и автор многих работ, профессор Виталий Виноградов расценивал находку как культовый сосуд, приспособленный для неких магических действ, связанных с конкретными обрядами. Орнаментальную композицию он трактовал как отражение весенних обрядов, связанных с оживлением природы, наступлением тепла, началом солнечного периода года, но не исключал и возможность, что это напоминание об обрядах, связанных с появлением, так называемого подсечного земледелия.
В Пятигорском музее в экспозиции хранится раритетный сосуд, который был обнаружен случайно в селе Отказном Советского округа Ставрополья. Его особенность в том, что он абсолютно весь покрыт орнаментом. Даже на дне и отвороте венчика прочерчены знаки, что встречается очень редко. Символы и знаки первым попытался расшифровать учёный Виноградов.
«По словам Сергея Николаевича, загадочным является сочетание орнаментальных и явно смысловых изображений на данном сосуде и особенно возможная смысловая нагрузка всей композиции, зашифрованная древним мастером. На выставке по теме „Окаменевшее время“ предлагалась трактовка изображений как древнего календаря, отражающего значимые сезонные природные явления года. В этом мы опирались на мнение Виноградова»,
— объяснил историк.
Ещё один артефакт с письменами на Ставрополье нашли в 1962 году, в обрезах реки Кумы, у села Орбельяновка Минераловодского округа. Доктор филологических наук Георгий Турчанинов занялся переводом надписей на сосуде и опубликовал свои версии. Он считает, что надписи сделаны на осетинском языке и в переводе означают «Дар конских скачек», «Это ас» и «Настоящий ас». И хотя гипотезы Турчанинова пытались оспорить многие советские учёные, альтернативного прочтения фраз на этом горшке они так и не предложили. Остаётся открытым и вопрос о датировке сосуда.
В структуру Пятигорского краеведческого музея входит необычная экспозиция — музей древностей под открытым небом. В нём представлены такие артефакты, как стела IV тысячелетия до нашей эры с изображением древа жизни, украшенная орнаментом деталь древнего дольмена, каменные статуи скифов и половцев, плита с надписью на греческом языке — самая восточная такая находка, камень для жертвоприношений с изображениями животных и раннехристианский крест.
А над всем этим в центре экспозиции возвышается особенно таинственный трехметровый «страж вековой культуры», средоточие до конца неразгаданных рельефных смысловых сюжетных изображений и носитель нерасшифрованной однозначно надписи — Дука-Бек. Этот памятник привлекал внимание исследователей с самого открытия. Учёными и публицистами обсуждались и обсуждаются вопросы хронологии, этнокультурной принадлежности, духовно-религиозного содержания и другие характеристики монумента. Несмотря на то, что статую Дука-Бека изучают уже 240 лет, остаётся ещё немало вопросов, требующих уточнения.